Модуль 3. Особенности проектной задачи. Составление проектных задач.

Выделим особенности проектных задач:
- выполняются малыми группами;
- никто из учащихся изначально не знает, каким будет результат решения;
- проектные задачи связаны с жизнью, бытом;
- не содержат чёткой формулировки (её необходимо додумать);
- в результате решения участники получают продукт, которого не существовало в природе.
Как прообраз проекта в средней школе, проектная задача может иметь соответствующую структуру:
- описание проблемной ситуации, в которой скрыта формулировка проектной задачи;
- проектная задача, которая формулируется детьми после анализа проблемной ситуации;
- пути решения проектной задачи и создание возможных вариантов образа конечного «продукта», которых должно быть несколько;
- решение задачи – создание «продукта», который представляется и оценивается публично.

Перед решением проектной задачи необходимо обсудить с учащимися, по каким критериям они будут оцениваться. Например:
- соответствие утверждённому плану;
- обоснование выбранного способа решения;
- логичность решения;
- убедительность выступления;
- целостность результата;
- творческий подход.


Задание. Выберите любую физическую задачу из имеющихся у вас материалов, которая, по вашему мнению, может являться проектной. Вчитавшись в формулировку условия найдите особенности этой задачи, которые говорят о ней, как о проектной. Если нужно, измените условие по вашему усмотрению. Опишите структуру проектной задачи в нескольких шагах и предложите критерии, по которым будет оцениваться решение. Ответ на задание пока публиковать не нужно (продолжение задания в Модуле 4).

Пример выполнения задания
Условие задачи. Рассчитать стоимость потребляемой энергии при 5-часовой работе стиральной машины "Ока", если её мощность 300 Вт, а тариф 4 коп. за 1 кВт*ч.
Является ли данная задача проектной? Нет, поскольку: 1) в задаче имеются все необходимые данные для решения, их не нужно искать; 2) задача и её решение не будут восприняты учащимися как важная индивидуальная, личная для них ситуация, так как все данные отвлечённые; 3) ответ задачи прогнозируем и одинаков для всех.
Изменённое условие. Сколько денег в месяц "съедает" ваша стиральная машина?
Класс(ы): 8 кл.
Тема: электрические явления.
Связанные предметы: математика.
Структура проектной задачи.
1. Проблемную ситуацию необходимо конкретизировать (каждому участнику группы найти дома руководство по эксплуатации стиральной машины, выяснить потребляемую мощность; спросить у мамы, сколько часов в месяц и в каком режиме работает машина, сколько денег уходит на моющие средства; внимательно изучить счета за электроэнергию и взять оттуда актуальную информацию о тарифе).
2. Сформулировать саму задачу (каждому члену группы) с имеющимися данными.
3. Сделать краткую запись условия, подобрать необходимые физические и математические формулы.
4. Продумать оформление задачи (это может быть не письменное решение от руки, а созданная расчётная электронная таблица - в этом случае необходимо правильно распределить роли внутри команды: кто за что будет отвечать - за компьютерное исполнение, за физический смысл задачи, за учёт входящих данных, за проверку полученных ответов, за время работы и т.д.).
5. Проанализировать полученные ответы и сделать выводы о том, чья машина наиболее экономная, какую часть оплаты счёта за электроэнергию "берёт" на себя стиральная машина, и не лучше ли вообще стирать вручную, сэкономив тем самым n-ную сумму.
6.Произвести защиту решённой задачи внутри класса, ответить на вопросы аудитории.
Критерии оценивания.
При формализации задачи должны быть учтены все особенности и моменты, а также выражены в числовом формате.
В плане решения необходимо предусмотреть этап выдвижения способов решения.
Должен быть осуществлён обоснованный выбор наилучшего способа решения.
Необходимо оформить условие с пояснениями.
При защите задачи следует обосновать выбор физических законов, математических формул.
Решение должно быть логичным, подробным; необходимо осуществить его в общем виде, т.е. составить математическую модель рассматриваемого явления.
Полученные результаты у каждого члена группы нужно сравнить, проанализировать, проверить на лживость.
Выводы из проектной задачи должны выглядеть как обоснованные предложения. Если это необходимо, поставьте задачи на будущее, обозначьте круг вопросов, которые ещё следует изучить.



Литература:
Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку.
Перельман Я.И. Занимательная физика.
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике.
Кабардин О.Ф. Задачи по физике.
Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике.
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике.

Бережная М.А. Проектные задачи по физике. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.myshared.ru/slide/845965/

Комментариев нет:

Отправить комментарий