Модуль 2. Проектные задачи в физике в свете ФГОС.

Что понимается под проектной задачей?  В соответствии с ФГОС проектная задача - это задача, в которой "через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей". Таким образом, проектные задачи по своему определению направлены на формирование способов коммуникации и сотрудничества, поскольку выполняются учащимися совместно.
 Проектная задача, в отличие от проекта, предполагает формулировку проблемы самими учащимися. Основное же назначение проектной задачи состоит в овладении новыми способами действий и приобретении умения применять их в нестандартных ситуациях, приближенных к реальным. Среди представленных в сети проектных задач не встречается продолжительных по времени работы (обычно один или несколько уроков).
Итак, проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков).
Рассматривая содержание понятий "учебный проект" и "проектная задача", видим общие черты:
- и проект, и проектная задача могут быть предметными и межпредметными, одновозрастными и разновозрастными;
- проект и проектная задача обычно имеют один сюжет, единую линию, выдержанную тему;
- проект и проектная задача при выполнении требуют от учащихся проявления умений планирования, распределения работы, осуществления само- и взаимоконтроля;
- учебный проект и проектная задача обязательно подразумевают поисковую деятельность, поскольку изначально существующих фактов и имеющейся информации всегда недостаточно для достижения результата;
- в результате работы над учебным проектом или над проектной задачей должно происходить качественное изменение учащегося.
Однако, выделяются отличительные особенности проектных задач:
- учащиеся сами выбирают способы решения проблемы и изначально не представляют, каким будет конечный результат работы;
- проектная задача не ориентирует учащихся на определённые учебные темы;
- проектная задача имеет большой объём разнородного материала.

Таким образом, проектная задача - некий прообраз проектной деятельности. И он интересен именно тем, что даёт возможность воспитать у ребят интерес к проектной работе, развить умения применять известные способы действий в новой ситуации. Проектная задача - это более изящное явление, чем учебный проект, но не менее структурированное и чётко продуманное. Введение проектных задач в учебный процесс формирует у учащихся основные навыки, необходимые для успешного проведения учебных проектов.

Задание 1. Вернитесь к схемам (презентация), отражающим классификацию физических задач, которые Вы составили в модуле 1. Если там ещё не появились проектные задачи, добавьте их. Возможно, это понятие будет пересекать или накладываться на уже имеющиеся. Подумайте, как вписать это понятие в схему наглядно.
Обратите внимание  на два примера уже выполненного задания. С какой из схем вы согласны? А может быть, у вас своё мнение по данному вопросу?

Пример 1.  
Увеличить картинку

                                                

Пример 2.
Увеличить картинку


Задание 2 .  Проанализируйте положения ФГОС основного общего образования по физике. Ответьте на вопросы:  Какие цели изучения физики могут быть достигнуты при использовании в преподавании проектных задач? На повышение каких результатов изучения учебного предмета будет работать технология применения проектных задач?  
Ответы в свободной форме напишите в комментариях на этой странице.



Литература:
  • Воронцов А.Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения.
  • Банбан Я.М. Проектные задачи - одна из форм учебного процесса при реализации.
  • Проектные задачи как одна из форм организации учебного процесса  при реализации ФГОС. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.google.com/presentation/d/1KQ75taFAUIiF71VLxQnYxkiUd6s661QtO-eKYTB-yxI/htmlpresent
  • Проектные задачи как одна из форм организации учебного процесса  при реализации ФГОС
  • Федеральный государственный образовательный стандарт  общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/fgos/7195/    




Вопросы, обсуждение, комментарии по этому модулю  пишем на этой странице. 






4 комментария:

  1. Какие цели изучения физики могут быть достигнуты при использовании в преподавании проектных задач?
    Цель образования в современном обществе - развитие личности учащихся, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни. Ученик после окончания школы должен глубоко усвоить основные идеи современной физики, овладеть системой научных понятий, уметь ориентироваться в научно технической литературе, самостоятельно и быстро находить нужные сведения без всякого принуждения пополнять свои знания и уметь их быстро применять на практике.
    Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только "основная форма организации учебного процесса". Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе.
    Термин «задача» имеет несколько значений, одно из этих значений трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения» (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
    Метод проектных задач актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания – они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения.
    Цель: формирование устойчивых УУД через проектные задачи при изучения предмета
    Михайлина А.А.

    ОтветитьУдалить
  2. Какие цели изучения физики могут быть достигнуты при использовании в преподавании проектных задач?Основная цель проектных задач:
    выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.
    На повышение каких результатов изучения учебного предмета будет работать технология применения проектных задач?
    Решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
    Осипенко О.С.

    ОтветитьУдалить
  3. 1) Какие цели изучения физики могут быть достигнуты при использовании в преподавании проектных задач?

    Использование в преподавании проектных задач способствует достижению следующих целей изучения физики в основной школе, прописанных в положении ФГОС:
    - развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
    - понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
    - формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
    2) На повышение каких результатов изучения учебного предмета будет работать технология применения проектных задач?
    - на повышение самооценки учащихся
    - раскрытия своего творческого потенциала
    - развитие коммуникативных навыков
    - самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
    - формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения и др.
    Таким образом, технология применения проектных задач будет работать на повышение всех результатов:
    - личностных
    - метапредметных
    - общих предметных
    - частно-предметных



    ОтветитьУдалить
  4. проектные задачи по своему определению направлены на формирование способов коммуникации и сотрудничества, поскольку выполняются учащимися совместно. Проектная задача, в отличие от проекта, предполагает формулировку проблемы самими учащимися. назначение проектной задачи состоит в овладении новыми способами действий и приобретении умения применять их в нестандартных ситуациях, приближенных к реальным.

    ОтветитьУдалить